Домой Коллектор Линкодром Каталожка Разное Контакты

ГАЛЕРЕЯ ДОИСТОРИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

Коллекции доисторического, прежде всего кикладского, искусства из греческих (и не только) музеев

Национальный Археологический музей. Афины

Собрание Кикладского искусства Зал № 6

"Запретная витрина". Типология антропоморфных Кикладских идолов (3200 - 2000 гг. до н.э.)

Будем называть эту витрину так. Причина проста - на протяжении многих лет, посещая Афинский музей и зал Кикладского искусства, мы не имели никакой легальной возможности сфотографировать эту определяющую для тематики зала витрину. Нарушить запрет удавалось, что называется, только "из-под полы". Поэтому никаких подробностей зафиксировать не удавалось, да и качество снимков хромало. А витрина эта очень важна... Фактически, выставленные в ней артефакты подробно иллюстрируют принятую на сегодня периодизацию и типизацию Кикладских мраморных идолов и особенности развития во времени этой чрезвычайно оригинальной доисторической антропоморфной скульптуры Эгеиды. Поэтому, когда в 2012 году запрет на фотографирование витрины был снят, остановить нас было уже невозможно. Приглашаем вас разделить наши восторги.





Экспонаты в этой витрине разбиты на несколько групп в соответствии с принятой типологией. Будем использовать английские названия периодов развития антропоморфной Кикладской скульптуры:

I. Early Cycladic I (Grotta-Pelos phase), 3200 - 2800 BC

1 - 4. Т.н. "Скрипичные" идолы. На экспонате под № 1 можно увидеть своеобразную перфорацию в районе шеи. Считается, что таким образом разбитые идолы ремонтировались, возможно, в связи с их ритуальным использованием. Происходят с островов Кимолос, Парос (раскопки Деспотико) и Наксос (Инв. №№ 3937, 4874, 4853, 6140.3);

5 - 8. Схематичные идолы: их силуэты лишь очень отдаленно напоминают человеческие фигуры. Происходят с островов Милос (раскопки Филакопи), Парос (раскопки Деспотико) и Наксос (Инв. №№ 5848, 8830, 4885);





9 - 12. Мужские идолы очень натуралистичного, т.н. "Plastiras"-типа с о. Парос, которые в отличие от привычного типа женских идолов, как бы стоят на земле. У этого типа идолов для натуралистичного эффекта вместо детальной проработки черт лица добавлены уши. У фигурины под № 9 глаза инкрустированы черным камнем. Идол под № 12 имеет сложную прическу, а может быть - это шапочка у него на голове. Идол под № 11 - это либо воин, либо охотник, на что указывает перевязь ремня и нож в руке. Происходят с островов Антипарос и Аморгос (Инв. №№ 3919, 16602, 3912, 3911);

13 - 15. Антропоморфные идолы т.н. "Louros"-типа с острова Наксос. У некоторых фигурин руки и ноги лишь намечены или напоминают крылья, как у неолитических прототипов. Происходят с острова Наксос (Инв. №№ 6140.7, 6140.17, 11340);





II. Early Cycladic II (Keros-Syros phase), 2800 - 2300 BC

16 - 18. Схематичные идолы с трапециевидным телом, принадлежащие к т.н. "Apeiranthos"-подтипу с острова Наксос (Инв. №№ 12348, 12347, 12346);





19 - 24. Женские фигурины широко распространенного "Spedos"-типа с острова Наксос. Характеризуется рядом признаков: форма головы напоминает лиру, руки сложены под грудью, поза этих идолов часто называется экстатической, т.к. кажется, что эти дамы стоят на цыпочках с запрокинутой назад головой. Идол с острова Аморгос под № 24 - с треугольным лицом, широкими плечами и стройными контурами - относится к "Dokathismata"-подтипу. В основном происходят с острова Наксос (Инв. №№ 6140.14, 6140.12, 6140.20, 6140.21, 3913, 9096);





25 - 30. Эти женские идолы относятся к "Chalandriani"-типу с острова Сирос, являющемуся продолжением и развитием "Dokathismata"-подтипа. Их характерными чертами являются линейная конфигурация и широкие плечи. Фигурина под № 27 имеет женские признаки (грудь), типичные для большинства Кикладских идолов, однако оружие, перевязь, а также мужские половые признаки заставляют идентифицировать эту фигурину, как мужского идола. Происходят с островов Иос и Сирос (Инв. №№ 6165, 3916, 5380, 3435, 6167);




31. "Арфист" с острова Наксос. Выполнен из паросского мрамора. Музыкант, сидящий на стуле, держит в руках треугольный музыкальный инструмент (?). (Инв. №№ 8833);




III. Early Cycladic III (Phylakopi I phase), 2300 - 2000 BC

32 - 39. Этот тип очень сильно схематизированных идолов характерен для конца ранне-кикладского периода. Пол и какие-либо другие детали изображения человеческой фигуры в этих идолах не различаются. Происходят с островов Милос (раскопки Филакопи), Сифнос и Аморгос (Инв. №№ 5848, 5396, 3924, 3923);




Для просмотра отдельных экспонатов каждого из разделов данной витрины кликните на соответствующее интересующему вас периоду изображение.